Неточные совпадения
Но в действительности глубоко «буржуазны» эти частные
социальные мировоззрения, выбрасывающие человека на поверхность и замыкающие его в его
интересах, в его перспективах благополучия и «частного» земного рая.
Социальный вопрос, борьба классов, гуманитарно-космополитический социализм и пр., и пр., все, что недавно еще казалось единственным важным, в чем только и видели будущее, отходит на задний план, уступает место более глубоким
интересам и инстинктам.
Традиционное интеллигентское сознание было целиком обращено на вопросы внутренней политики и ориентировано исключительно на
интересах социальных.
Такая отвлеченность и абсолютность в политике на практике ведут к тому, что
интересы своей партии или
социальной группы ставятся выше
интересов страны и народа,
интересы части — выше
интересов целого.
Так называемые
интересы социальных групп сплошь и рядом носят совершенно иррациональный, противный всякому разумному расчету характер.
Я старался повысить умственные
интересы русской христианской молодежи, пробудить
интерес хотя бы к истории русской религиозной мысли, привить вкус к свободе, обратить внимание на
социальные последствия христианства.
Михайловский, властитель дум левой интеллигенции того времени, отказывается от свободы во имя
социальной правды, во имя
интересов народов.
В народничестве же не религиозном, революционном, народ отождествлялся с
социальной категорией трудового класса общества и его
интересы отождествлялись с
интересами труда.
И все-таки нужно признать, что был разрыв между
интересами высшего культурного слоя ренессанса и
интересами революционного
социального движения в народе и в левой интеллигенции, не пережившей еще умственного и духовного кризиса.
Я никогда не видел затруднения в том, чтобы пожертвовать
социальными традициями, предрассудками и
интересами дворянско-аристократического общества, из которого я вышел.
Социальный иерархизм много раз и во многих формах освящался, признавался священным, но реально в нем ничего священного не было, и он возникал из совсем не священной борьбы сил и
интересов.
Буржуазные классы в
социальной борьбе часто руководствуются гораздо больше этими подсознательными инстинктами, иррациональными предрассудками, чем разумными и сознательными
интересами.
Величием государства слишком часто прикрывали корыстные
интересы людей и
социальных классов.
Социализм же хочет организовать и регулировать человеческое общество, полагая, что нельзя человеческой природе предоставить в свободной игре
интересов определять
социальную жизнь, ибо человеческая природа злая.
Для него
социальный вопрос решался прежде всего классовой борьбой, столкновением классовых
интересов и разжиганием классовой ненависти.
Как факт
социальный, жизнь пола влечет за собой образование семьи, и она организуется в
интересах общества и рода и в соответствии со структурой общества.
Совершенно так же это носит
социальный характер, и
социальная обыденность, консервативная или революционная, религиозная или антирелигиозная, одинаково перерождает человеческую психику и пользуется в своих
интересах подсознательными инстинктами людей.
Мы его видим в жизни
социальной и политической, где борьба за власть и за
интересы уничтожает творческий порыв к
социальной правде.
Но я не метил в революционеры и не уходил еще в вопросы
социальные, не увлекался теориями западных искателей общественного Эльдорадо: Фурье, Кабе, Пьера Леру, Анфантена; не останавливался еще с более серьезным
интересом на критике Прудона.
Он остался верен своим идеалам и своей
социальной доктрине; но жизнь британского общества и народа многому его научила, и он входил в нее с искренним
интересом, без высокомерного самодовольства, которым так часто страдали французы его эпохи, когда им приводилось жить вне своего отечества.
Рассказы и воспоминания Рикура сами по себе представляли для меня крупный
интерес. В революции 1848 года он очутился в рядах самых ярых поборников не только политических, но и
социальных реформ. Недаром он посещал даже лекции Фурье.
А тогда в College de France было несколько лекторов, придававших своим курсам большой
интерес, в особенности публицист-писатель Лабуле, теперь забытый, а тогда очень популярный, имя которого гремело и за границей. Мы в"Библиотеке"давно уже перевели его политико-социальную сатиру"Париж в Америке". Он разбирал тогда"Дух законов"Монтескье, и его аудитория (самая большая во всем здании) всегда была полна.
И это было, в сущности, верно. Идеи,
социальные вопросы, политические мечты и упования отвлекли его совсем от
интересов и работы беллетриста.
Появилось новое поколение молодежи, которое оказалось способным с энтузиазмом отдаться осуществлению пятилетнего плана, которое понимает задачу экономического развития не как личный
интерес, а как
социальное служение.
Он уже хотел того типа культуры, который восторжествовал в коммунизме, хотя часто в карикатурной форме, — господство естественных и экономических наук, отрицание религии и метафизики,
социальный заказ в литературе и искусстве, мораль
социального утилитаризма, подчинение внутренней жизни личности
интересам и директивам общества.
История религии, связанной с
социальной средой, с
социальными внушениями и
интересами, всегда занимала больше места и была сильнее, чем история религии, связанной с откровением и духовной жизнью.
Но
интерес к
социальным вопросам слабел, и деятели духовной культуры не имели никакого влияния на происходившее социально-революционное брожение, они жили в
социальной изоляции, составляли замкнутую элиту.
Огромный
интерес в истории русского самосознания, русской национальной идеи и русской
социальной идеи представляет судьба Герцена.
Этот странный
интерес к преступлению и наказанию определяется тем, что вся духовная природа Достоевского восставала против внешнего объяснения зла и преступления из
социальной среды и отрицания на этом основании наказания.
Полупросвещение, интеллигентское, пролетарское мышление видит в общественной жизни, с одной стороны, исключительно субъективные
интересы людей и людских групп, их злую волю, их насилие и эксплуатацию, что и составляет содержание истории, с другой стороны, борьбу против всего этого и безграничную возможность достигнуть совершенного
социального строя путем организованной и активной человеческой воли, пролетарской или интеллигентской.
Если мир «буржуазный» изобличали в том, что личность человеческую и душу человеческую он делает средством и орудием материальных
интересов и материальной
социальной среды, то еще более грешит этим мир «социалистический» — он не видит личности человеческой, он не знает души человеческой, он ничего не знает, кроме материальной
социальной среды.
Социальной, а глубже и духовной сущности русской революции нужно искать не в столкновении классов трудящихся с классами имущими, не в борьбе пролетариата с буржуазией, а прежде всего в столкновении жизненных
интересов и в противоположности жизнеощущений представителей труда материального и труда духовного.
Все оправдывалось
интересами социальных классов, отдельных групп и отдельных личностей.
Нельзя отрицать не только права, но и обязанности рабочих организовываться для отстаивания своих насущных
интересов и для увеличения своего
социального значения.
Но то стихийное массовое движение, которое именуется у нас
социальным, не вдохновляется сейчас идеей
социального целого, идеей регулирующей и организующей всю нашу народную хозяйственную жизнь; в нем явно преобладают
интересы личные и групповые в ущерб целому, в нем нет самоограничения, в нем слишком много корыстного и захватного.